EUR/RUB 67.56
USD/RUB 57.47
EUR/USD 1.18
Банк инноваций
Участие в выставках
Партнеры
Правовая поддержка
 •  Статья 1
 •  Статья 2
 •  Статья 3
 •  Статья 4
НТС Калининского р-на
Анонсы


Конструкция пульта управления телевизором, учитывающая различных пользователей

БЮРО ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
 

 
100%
800
960
1024
1152
 О компании  Услуги  Журнал  Контакты 
О компании  Правовая поддержка  Статья 1

 

НОУ-ХАУ


Впервые российские предприятия столкнулись с термином «ноу-хау» в процессе заключения договоров с иностранными поставщиками на закупку оборудования, дополнением к которому выступали различные технологические сведения о правилах его эксплуатации, обобщенно именуемые в контрактах know-how. Данное словосочетание переводится с английского языка как «знать, как сделать что-то». Оно закрепилось в деловом обороте для обозначения совокупности знаний и опыта в некоей области деятельности, которые обладают научно-технической и коммерческой ценностью и могут иметь практическое применение. Подобные полезные сведения могут иметь различный характер — технический, технологический, коммерческий, управленческий, финансовый и т.п.

Ноу-хау — самая старая форма охраны результатов интеллектуальной деятельности. Это весьма эффективный режим защиты предпринимателями своих монопольных прав на какую-либо новацию, так как он, в отличие от патентования, не ограничен в сроках и не предполагает раскрытия сути нововведения. Так, например, в мировой практике охраняются рецепты бездымного пороха, духов «Шанель № 5», газированного напитка «Кока-кола». В российской практике применимы следующие критерии ноу-хау.

1. Ноу-хау — всегда научно-техническое достижение. При этом его уровень не имеет значения. Это может быть изобретение без патента, неполученного с целью сохранения тайны и неразглашения направления поиска, проводимого фирмой. За рубежом на предприятиях распространены собственные патентные библиотеки — картотеки. В них вносятся все патенты, заявки, отчеты с конференций и прочие данные, которые удалось получить по интересующей тематике. Разработчик, пользуясь подобной картотекой, еще до разработки изделия может определить его новизну, технические решения конкурентов, срок выхода на рынок аналогичного изделия, уровень его юридической защиты.

2. Ноу-хау имеют техническую ценность. Данные научно-технические достижения могут быть воспроизведены промышленным путем. Далеко не все технические решения в силу несостыковки с существующей производственной технологией пригодны для серийного повторения и могут быть отнесены к ноу-хау.

3. Ноу-хау не защищены действующим законодательством. Предполагается только монополия секретности, а сам факт существования ноу-хау зачастую хранится в тайне.

4. Ноу-хау носят секретный характер. Ноу-хау известны ограниченному кругу лиц на предприятии и только в той их части, знание которой необходимо для выполнения служебных обязанностей. На начальном этапе переговоров заключается опционное соглашение в форме соглашения о конфиденциальности, договора о намерениях, меморандума или памятной записки. Суть сводится к тому, что продавец обязуется ознакомить покупателя с общим содержанием ноу-хау, а покупатель обязуется купить данное ноу-хау, а в случае отказа от покупки обязуется не использовать полученные сведения, не разглашать их и не передавать третьим лицам. Иногда стороны идут на депонирование средств на счет продавца, переходящих ему при каких-либо нарушениях соглашения. В данной ситуации опционный договор не может иметь в заглавии слова «соглашение», поскольку по международной традиции соглашения не подразумевают операции по изменению прав собственности.

5. Ноу-хау имеют коммерческую ценность. Данный момент особенно выгодно использовать при переговорах: целое изделие дробится на блоки, блоки на узлы, узлы на части, из узлов или частей выделяют ноу-хау. Таким образом, удается получить плату за все ноу-хау, относящиеся к изделию. Такая тактика особенно эффективна при торговле комплексным оборудованием, когда удается продать сотни сопутствующих лицензий на ноу-хау.

6. Для использования ноу-хау необходимо обладать определенными знаниями. Обычно применяется понятие «существующий уровень техники», описывающее знания, которыми обладает специалист в данной области, полученные из доступных неспециалистам источников, т.е. за уровень техники принимается уровень открытых публикаций. Буквальное понимание данного подхода приводит к высоким затратам по освоению и применению полученных ноу-хау, что однозначно повышает уровень производства, но снижает коммерческую эффективность всей операции. Кроме того, без учета данного критерия возможно выдвижение покупателем требований к продавцу по подготовке специалистов покупателя до уровня, необходимого для применения полученного ноу-хау за счет продавца. Если же существует данная запись, то подобные образовательные услуги оформляются отдельным договором, либо отдельной статьей в общем договоре и имеют самостоятельную стоимость и отдельный расчет цены.

7. При передаче ноу-хау не имеет значения, в какой форме это будет сделано — устной, письменной или визуальной. Это исключительно российское дополнение, продиктованное стремлением избежать потерь на этапе переговоров и последующей подготовки документации. В мировой практике существует традиция устной лицензии, не фиксируемой на носителях информации, и с сокрытой формой оплаты. Ее существование продиктовано острой конкурентной борьбой на мировых рынках. Это секретное соглашение о неразглашении сведений, полученных при передаче ноу-хау.

Используя данные критерии при составлении договора о передаче ноу-хау, можно значительно повысить экономический эффект сделки. Одна только правильная формулировка определения «ноу-хау» позволяет критически оценить весь проект договора и сделать соответствующие выводы. Таким образом, при передаче ноу-хау в преамбуле договора должна иметься следующая запись: «Предметом договора является ноу-хау, а именно:

  • научно-техническое достижение;
  • имеющее техническую ценность;
  • юридически и законодательно не защищенное;
  • носящее секретный характер;
  • имеющее коммерческую ценность;
  • применяемое на основе достаточных знаний специалистов покупателя;
  • передаваемое в устной, письменной или зрительной форме».

Став предметом коммерческих сделок, ноу-хау оказались объектом гражданско-правовых отношений. В ранее действующих «Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» давалось определение ноу-хау как технической, организационной или коммерческой информации, составляющей секрет производства. При этом указывались три условия правовой охраны ноу-хау:

  • эта информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
  • к этой информации нет свободного доступа на законном основании;
  • обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Гражданский кодекс РФ, призванный заменить «Основы гражданского законодательства», не упоминает о ноу-хау, но содержит правовую конструкцию коммерческой тайны. Согласно ст. 139, п. 1 служебная или коммерческая тайна — это информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В соответствии с Гражданским кодексом (ст. 138) исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг обозначено термином «интеллектуальная собственность».

Ноу-хау, подобно интеллектуальной собственности, является результатом интеллектуальной деятельности, права на который охраняются государством. Вместе с тем имеется ряд отличий в правах на ноу-хау (или коммерческую тайну) от прав на объекты интеллектуальной собственности. Первые не носят исключительного характера и не ограничены в сроках (охраняются до тех пор, пока выполняются условия отнесения информации к коммерческой тайне), а также не требуют государственной регистрации. Таким образом, ноу-хау являются частным случаем коммерческой тайны. Ни ноу-хау, ни коммерческая тайна не являются объектами интеллектуальной собственности в терминах действующего российского законодательства (в отличие от международных норм). Коммерческая тайна является самостоятельным объектом гражданских прав, охраняемым в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 139, п. 2; возмещение убытков) и Уголовным кодексом РФ (ст. 183; уголовная ответственность).

 

link
©2007-2017 Бюро инновационных технологийcms4site™